Ю. Ю. Сенчуков
Примечания:
- ИТФ- Международная федерация Таэквон-до.
- ВТФ- Всемирная федерация Таэквон-до.
- Чой Хонг Хи- основатель Таэквон-до и ИТФ.
Тэквондо ИТФ - одна из
немногих систем, распространенных сегодня, которая ДЕЙСТВИТЕЛЬНО имеет под
собой научную основу. По количеству вложенных в исследования средств и, что
самое важное, по практическим реально применимым результатам этих
исследований его превосходит, пожалуй, только Институт Кодокан-дзюдо - но
Кодокан работает как минимум на 60 лет дольше. Из этих 60 лет 30 лет был
центральным институтом японского государства по исследованию боевых искусств,
фактически, решавшей вопрос, каким искусством быть, а каким - нет.
Примечательно, что основатель дзюдо Кано был министром иностранных дел Японии
- и точно так же генерал Чой Хон Хи (или в северном произношении, Чха Хон Ги)
занимал тот же пост в Южной Корее, что обеспечило широкое распространение
тэквондо по всему миру. Точно так же, как и дзюдо в Японии, тэквондо ИТФ
считалось национальным искусством Кореи, его изучали в программе средних школ
- и только причины политического характера (и последовавшее за этим изгнание
Чой Хон Хи из Южной Кореи) прекратили эту работу. Государство не могло
запретить тэквондо, которое так долго взращивалось, поэтому оно пошло на
создание совершенно новой системы тэквондо - ВТФ, в которой Генерал не имел
бы такого влияния . Но эта система, целью которой было в кратчайшие сроки
затмить и "обойти" ИТФ, изначально имела очень узко
специализирован- ную спортивную направленность, которая хотя и дала весьма
впечатляющие результаты в разработке техник "высокой ноги", при
этом имела множество недостатков. Главным среди них, несомненно, является то,
что техника ВТФ в реальном бою имела и имеет очень ограниченные возможности
применения, требует от бойца завышенных физических кондиций и при этом
практически не обеспечивает его защиту. Это типичный спортивный стиль,
могущий существовать лишь в искусственно созданных условиях и при
всесторонней политической поддержке.
Тэквондо ИТФ изначально создавалась именно как универсальная система
рукопашного боя, с помощью своих "инструментов" способная выполнить
практически любой прием или отразить практически любое воздействие. Многие
особенности базы ИТФ (характерная "волна", удар без реверса, способ
шага, постановка ноги при ударе, базовые положения рук, и многое другое),
непонятные для новичка, потом, при проработке тактики, оказываются очень
важными элементами, и четко встают на свои места, обеспечивая бойцу
преимущество по скорости и устойчивости. Генерал был прежде всего человек
военный - ИТФ разработана так, что дает возможность обучать базовым навыкам
стиля огромные массы людей - поставь "квадрат" сто на сто человек -
и даже при таком количестве вполне ясно будешь видеть, что рядовой Ким,
двадцать пятый справа в семнадцатом ряду, ногу не доворачивает. Это поистине
уникальное и очень удачное соответствие "движка" стиля и методики
обучения. Ведь в подавляющем большинстве стилей воспитание бойца - процесс
строго индивидуальный, то есть, работа изначально ведется штучная, количество
учеников не может быть большим и растет очень медленно даже при вовлечении в
преподавательскую работу старших учеников. Тэквондо же существенно ускоряет
эти сроки. При этом техника действительно является очень удачной
квинтэссенцией самых различных боевых искусств. Конечно же, вне всякого
сомнения, основой системы является каратэ стиля Сетокан. И это не удивительно
- сам Чой Хон Хи занимался Сетокан и имел 2 дан. Сетокан как часть школьной
программы преподавался в корейских школах и после освобождения Кореи с
незначительными изменениями сохранился под названием тансудо, причем
количество занимающихся было очень велико. Так что избрание Сетокан в
качестве основы нового стиля О До Кван вполне закономерно и оправдано.
Обратите внимание: О До Кван - это и есть собственное название того стиля,
который разработал Чой Хон Хи; "тэквондо" - название школы, а ИТФ -
лишь название федерации. Причем само слово тэквондо произносится именно как
тЭквондо, с четким взрывным "э". Так что произнесение
"таеквондо" неверно: это лишь неправильное буквальное прочтение
английской транскрипции корейского слова. Ежели читать таким макаром, то мы
должны говорить "Нев Иорк", "Америца", "Кореа",
"Сеоул", "Пионгиянг" вместо Пхеньян и т.д. и т.п., и
другие тому подобные перлы. Дебильность журналистской братии просто поражает
- ни один из них не смог за пятнадцать лет распространения этой системы и
этого вида спорта на постсоветском пространстве правильно записать то, что
слышал своими ушами. Если слышал, конечно, и если слущал вообще, что бывает
редко. Но настоящим апофеозом этого идиотизма может считаться помещение в
последних изданиях Большого энциклопедического словаря слова
"тейк-вон-до" как названия этой боевой системы. То есть, выходит,
что в русском языке теперь полагается писать именно так, с четырьмя ошибками.
Конечно, словари тоже пишут люди, но меня всегда раздражает ситуация, когда
из-за пары косоруких придурков всем остальным навязывается нечто несуразное.
Но, к сожалению, так бывает слишком часто.
Вернемся к теме:
Основой методики и
несомненной удачей генерала не кривя душой можно назвать систему формальных
упражнений - тулей, разработанных на основе ката Сетокан (Хэйан, Канку,
Тэкки). Слово "туль"(опять же, не "тыль") является
корейским произношением китайского термина "таолу". Такое название
еще раз свидетельствует о том, что связи тэквондо с ушу все-таки присутствуют
- причем, как вы увидите в дальнейшем, связи вполне реальные и не только в
области терминологии. Несмотря на явное и никем не отрицаемое происхождение
от ката Сетокан, тули ИТФ имеют множество кардинальных отличий, передают
важнейшие особенности тэквондо, и в результате ведут к совершенно иной
тактике боя, совершенно иному пониманию техники, чем в каратэ. "Родимые
пятна" Сетокана, которые, как вы знаете, мне всегда режут глаз и протих
которых я всегда воюю, в системе тэквондо отсутствуют почти полностью.
Фактически, тэквондо ИТФ - это самое лучшее, и самое эффективное, что можно
было сделать из наследия Итосу и Фунакоси. И это теперь действительно
СИСТЕМА. Техника движений, из которых состоят тули, гораздо более упорядочена
и унифицирована, так что тули состоят из базовых приемов практически без
исключений, которые так многочисленны в ката каратэ. Схема комплексов, как
правило, стандартна, что облегчает работу, усложнение комплексов идет
постепенно, в каждый из них вводится довольно малое количество новых
элементов, что облегчает их усвоение - но в результате ученик может запомнить
гораздо практически все тули и арсенал используемых им движений становится
чрезвычайно велик. Это несомненный плюс методики тэквондо по сравнению с
другими аналогичными системами - в частности, с каратэ. Осмелюсь привести
одно сравнение, которое очень четко характеризует ситуацию: каратэ путается в
элементах, доставшихся ему в наследство от ушу, как малыш в папкиных штанах -
тэквондо же взяло на себя смелость отбросить и перекроить многие элементы и
сшить себе штаны по фигуре. Да, какое-то количество материала было выброшено
- но зато теперь штаны сидят по фигуре и мальчишка способен очень резво
бегать. Культура движений, последовательно выработанная и отточенная при
исполнении тулей, позволяет ученику в дальнейшем легко осваивать комплексы
даже самых сложных стилей. Многие несомненно удивятся, - но в большинстве
гонконговских фильмов о кунфу всех этих "орлов", "змей" и
"тигров" играют тэквондоины, легендарный Брюс Ли изучал
технику ног тэквондо по книгам Джуна Ри, а в самом Шаолине с 1986 года
преподает технику ног северокорейский инструктор.
Вопреки официальной пропаганде, от национального корейского искусства боя
ногами тэккен в тэквондо ИТФ остались только некоторые не всем заметные
элементы вроде положения опорной ноги и корпуса при высоком ударе. От каратэ
пришел общий рисунок формальных комплексов-тулей, созданных на основе ката
Итосу-кай и некоторые базовые положения. Но в технике рук, а особенно в
ударе, просматривается отчетливое (и весьма удачное) влияние европейского
бокса. Заметьте - на момент создания тэквондо тайский бокс был практически
неизвестен, а такого единоборства, как кикбоксинг, еще не существовало. Более
того - одним из "раскрутчиков" кикбоксинга в Америке, на его
родине, был небезызвестный Джун Ри, получивший от Чой Хон Хи седьмой дан тэквондо,
а впоследствии объявивший себя "отцом американского тэквондо". Так
или нет - но отцом кикбоксинга его вполне назвать можно, поскольку техника
ударов ногами в кикбоксинге восходит именно к тэквондо ИТФ, а не к каратэ,
как многие полагают. Те, кто занимался кикбоксингом, знают, что каратистская
классическая техника ударов ногами для него не годится - она малоподвижна,
недостаточно сильна (сплошь и рядом боксерский удар кулаком оказывается
сильнее и быстрее каратистского удара ноги), поэтому так или иначе она будет
подвергаться переделке.
С техникой же тэквондо такой проблемы нет. И секрет этого объясняется тем,
что работая над техникой О До Кван, Чой Хон Хи исходил из соображений
практической эффективности и изменил базовые движения с учетом тех
особенностей, в которых заключалось преимущество бокса, который был
достаточно широко распространен и в Японии, и в Корее, и которых он не мог не
замечать. Техника стала более маневренной, удары в отличие от каратэ стали
наноситься более "сверху вниз", а не "снизу вверх" (как
принято в базе Сетокан), что дало возможность использовать эффект
"напрыгивания", отталкивания от цели, что гарантирует большую силу
удара при сохранении свободы и скорости перемещения. Дополнительной выгодой
является то, что при принятом в тэквондо способе удара "волной"
удается максимально вложить в удар вес тела.
Очень проста, легка в обучении и
практична техника перемещений, поворотов и разворотов, которая также
построена на использовании эффекта "волны". "Волну",
характерную для техники ИТФ, по праву можно считать одной из удачнейших
находок и преимуществ тэквондо. Да, с точки зрения канонов каратэ она
является несомненной "ошибкой". Однако она сделала возможным отказ
от удара на реверсе вокруг оси позвоночного столба (реверс присутствует, но
играет второстепенную роль), что позволяет избежать поперечных инерций,
которые неизбежны при реверсе, и которые просто нечем компенсировать. Из-за
этих инерций при реверсивном способе удара человек то и дело разворачивается
к противнику боком, а то и спиной, возникают положения "отданной
руки" и развала тела, затрудняется координация работы рук и ног,
перемещений и ударов. "Волна" дает универсальный движок, не только
лишенный всех этих недостатков, но и имеющий явные преимущества. Такой способ
вложения силы в удар позволяет задействовать обе руки, активно вкладывать
корпус, не опасаясь "провалиться", одновременно парировать и
наносить удар, а при маневрировании в бою обеспечивает ряд несомненных
тактических преимуществ, позволяя обогнать сторонника реверсивной техники на
"срезании углов". Здесь стоит заметить, что техника
"волны" могла прийти из китайских стилей, к примеру из синъи или из
багуачжан, в котором "досыл" удара корпусом является одним из
наиболее характерных действий - и лично я вижу некоторые параллели с
багуачжан даже в перемещениях. Хотя, вообще-то говоря наклон корпуса в бою
(за который лично мне так долго доставалось, как за ничем не обоснованную
отсебятину, ото всех БИ-шных вумников) присущ боевой практике подавляющего большинства
китайских стилей, и упоминается во многих рифмованных наставлениях и
трактатах, как "спина дракона".
Продолжая разговор об аналогиях, я хотел бы отметить несомненные параллели
"волны" с техникой боя саблей или катаной - не с догматически-спортивным
кэндо или его корейским аналогом комдо, а с реальной техникой рубки
"крест-накрест", с основами которой сегодня знаком каждый
исторический фехтовальщик. Так вот - техника парирования ударов, принятая в
тэквондо, очень напоминает сабельную рубку "с оттягом", и
выполняется на тех же принципах. И хотя сам Чой Хон Хи оружейной работы в
свою систему официально не закладывал, здесь можно говорить от том же
совпадении идеальных форм удара и базовых принципов работы - к примеру, тули
тэквондо очень легко и просто переделываются под работу мечом, что я сам
неоднократно и вполне успешно использовал при обучении людей рубке, а
заложенные в них особенности "движка" обеспечивают быстрое
понимание и надежное усвоение новых навыков. Для сравнения - техника каратэ
для оружия подходит гораздо меньше, поскольку навыки существенно различаются
- и это даже для "табельных" нунчаку, тонфы и бо, не говоря уж о
мече. И все за счет "фирменной" особенности тэквондо, которую я
считаю поистине гениальной находкой - а именно принципа "волны",
позволяющей вложить в удар вес тела. Любое оружие требует такого
вложения - и "волна" обеспечивает его как нельзя лучше. Разгадкой
этого казуса, по-моему является тот факт, что система создавалась именно для
прикладного использования в войсках - то есть, при разработке траекторий и
способов ударов в расчет принималась возможность использования солдатом
гранаты, ножа или саперной лопатки. Так вот - использование этих подручных
орудий нисколько не нарушает "движка" тэквондо и предохраняет солдата
от самоповреждений, чего, к примеру, каратэ с его изолированным движением рук
при неподвижном корпусе обеспечить не может. Все мы помним фанатов, которые
учились крутить нунчаки в мотоциклетных шлемах, и при этом все рано ходили в
синяках. Волна же изначально дает почувствовать единство тела и оружия, при
котором такие последствия являются досадной ошибкой, а вовсе не повседневной
практикой.
Здесь важно заметить, что
использование в технике тэквондо ИТФ "волны" позволяет снова
провести прямые аналогии с некоторыми важными принципами китайского
внутреннего стиля синьи, в котором работа с оружием играет очень важную роль.
Я понимаю всю спорность этого заявления, поскольку никаких свидетельств о
том, что Чой Хон Хи изучал синьи, нет - и они вряд ли объявятся. Но в
официальных заявлениях федерации тэквондо говорится о том, что тэквондо
объединят в себе наиболее эффективные элементы каратэ, национальных корейских
искусств и китайского ушу, а поразительное и слишком частое сходство движений
(причем еще раз напоминаю - я видел их в исполнении самого Чой Хон Хи)
заставляет думать о том, что связь вполне реальна - если и не с самим
синъи, то с каким-то из множества других его ответвлений. По крайней мере,
возможно, что изобретатель тэквондо пришел к аналогичным синъи формам в
результате своих исследований. Кроме того, в синъи изначально присутствует
работа с копьем и мечом - некоторые утверждают, что был период, когда оно
было чисто оружейной школой. Таким образом, техника рукопашного боя синъи
произошла из боя оружием, и прежде всего широкой саблей дао. Учитывая это,
следует признать, что если Чой Хон Хи создавал свою систему независимо, то
он, как мастер, тем более заслуживает уважения, поскольку получившаяся у него
система обладает бонусными возможностями, которые он в нее закладывать не
собирался.
Здесь стоит заметить важную особенность "внутренних стилей".
Используя минимальное количество движений, они ищут способы повышения их КПД
"внутри" самого этого движения - то есть, "взращивают
ци". Если исходить из моего утверждения, что "ци",
применяющееся в БИ, не что иное, как координация и оптимизация работы
костно-мышечных структур, то это самое "взращивание" из чего-то
туманного и таинственного становится вполне ясной и понятной наработкой
координации, постановкой удара. Таким образом, то или иное движение
преобразуется в сторону наибольшей оптимальности, наибольшего КПД. Однако
биомеханика для всех людей одинакова - и поэтому оптимальные формы удара
также будут одинаковы, никуда от этого не деться. Таким образом, становится
вполне объяснимым, каким образом совершенно разные люди в разных частях света
(ни бума ушу, учебной литературы по синъи, ни видео в то время не было) в
процессе решения одной и той же двигательной задачи пришли к одной и той же наиболее
выгодной форме удара. Разница только в том, что при существующей методике
подготовки каждый боксер в силу своего разумения находит оптимальную форму
самостоятельно, снова и снова заново, поскольку тренер обычно передает ему
только самые фундаментальные требования к удару (поэтому таких тренеров
считают по пальцам - да и боксеров тоже), китайцы занимаются внутренними
стилями в основном "для себя" и на соревнованиях не светятся, а в
тэквондо... увы, в тэквондо в последнее время преобладает тенденция к отказу
от работы руками, поскольку на соревнованиях техника ног оценивается выше - и
поэтому людей, которые смогли бы применить на практике технику рук тэквондо,
которая, кстати, составляет более 70% арсенала системы, сегодня немного.
Разве что в Северной Корее должны быть. Кроме того, арсенал тэквондо состоит
не только из одних ударов ногами и кулаками выше пояса, разрешенных в
спортивных соревнованиях. Сегодня мало кто знает, что в арсенале системы
присутствовал и обширный раздел хо-син-суль, то есть, прикладной самообороны,
в который входили приемы, от соревнований очень далекие. В этом разделе
присутствовали все броски дзюдо, техники боя на полу, разнообразные подсечки,
болевые заломы и эффективные средства противодействия им, а также бой с
несколькими противниками и разнообразные приемы боевого перемещения вроде
прыжков через препятствия или забеганий по стенам. Отличительная черта
приемов хо-син-суль ИТФ - жесткость и резкость исполнения, использование тех
же самых унифицированных движений - и, как следствие, легкая сочетаемость с
любыми ударами рук и ног из соревновательной базы. И этот раздел не был
мертвым грузом - он активно развивался и изучался, а в тулях имеется
множество элементов и приемов, прямо связанных с хо-син-суль.
. И если бы речь шла о сравнении в
поединке - несомненно, тэквондо и здесь бы оказалось на высоте, поскольку
обеспечивает лучшее усвоение и практическое применение навыков. НО - для
этого нужно понимать методику тэквондо и применять ее верно.
|