Похожие материалы

Авторизация



Кто онлайн

Сейчас 266 гостей онлайн

Клуб боевых искусств «Олимп Таэквондо» - традиционный участник Всероссийских Юношеских Игр Боевых Искусств, ежегодно проходящих в городе-курорте Анапа на Черном море.

Партнеры

vimpel-logo

krasnoobsk

oao-zeta-2

Боец, Мастер или Учитель? Печать

Боец, Мастер или Учитель?

«Только вчера узнал, оказывается «Слава КПСС» — это не один, а два разных человека». Улыбнулись? А теперь серьёзно.

Многие, начиная искать секцию боевых искусств и единоборств, мечтают встретить такого человека, который бы одновременно совмещал в себе сразу три ипостаси – был бы Бойцом, а также Мастером и, кроме того, Учителем.
Был Бойцом – значит, успешно применял своё искусство на практике. Является Мастером – значит, не знает в своём искусстве равных. Наконец, является Учителем – значит, может обучить своему искусству любого желающего.
Насколько реально встреть такого человека? Давайте попробуем разобрать эти ипостаси отдельно друг от друга.


Боец.

Вариант первый. История ветерана войск специального назначения, который участвовал в военных операциях. Как-то раз он со своим отрядом наткнулся на вражескую засаду, и был вынужден (не было времени выхватить огнестрельное оружие либо надо было действовать бесшумно) вступить в рукопашный бой с превосходящими силами противника. Выжил.
Вариант второй. В молодости участвовал в соревнованиях по боям без правил (не, не таким как нынешние, а вообще без правил, когда не редкость была смерть одного из участников). Победил множество противников и ушёл непобеждённым.
Вариант третий. С младых лет жил в крайне опасном районе, где буквально каждый день вынужден был сражаться за свою жизнь и кусок хлеба. Со временем за ним закрепилась слава опасного и умелого бойца, схватка с которым не сулила противникам ничего доброго.
Вот вы бы к кому из них стали набиваться в ученики? Если затрудняетесь ответить, немного расшифрую входные параметры.
В первом случае, речь идёт о ЕДИНИЧНОМ ЭПИЗОДЕ, когда в самом трудной по определению ситуации (противников больше и они хорошо подготовлены, кроме того – напали врасплох) человек успешно применил свои навыки. Если же таких эпизодов будет достаточно много, то полагаю не нужно объяснять, чем такой человек закончит. Не говоря уже о том, что частые попадания в засады, ни о чём другом как о плохой подготовленности отряда или операций не говорят.
Во втором случае, речь идёт об успешном неоднократном применении своего искусства в рамках СОРЕВНОВАНИЙ. То есть противник всегда один, и какие-то правила, всё-таки, присутствуют. Не говоря уже о том, что этот человек оказался и выносливее прочих и характер у него более бойцовский и кость у него крепче и так далее.
В третьем случае никаких правил, конечно, нет. НО ПРАВИЛ НЕТ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СОПЕРНИКОВ, НО И ДЛЯ ДАННОГО БОЙЦА. Другими словами, скорей всего, этот человек оказывался не «мастеровитее», а хитрее и коварнее своих неудачливых оппонентов.

Мастер.

Теперь предлагаю на время оставить этот выбор в покое и пойти дальше. Что означает такое понятие как «Мастер»?
Как уже говорилось, Мастер это тот, кто не знает в своём искусстве равных. Причём, это очевидно любому сведущему в данном искусстве. Бойцу для подтверждения своей квалификации требовались доказательства, Мастер уже всё всем доказал. Что характерно, ему для этого вовсе даже не требоваться побеждать (убивать) своих противников. Вот просто – он показал приём, и человек понял – перед ним Мастер.

А кто такой Учитель? Учитель это тот, КТО МОЖЕТ И ЖЕЛАЕТ ОБУЧАТЬ. Обязательно наличие этих двух компонентов. Куда чаще можно наблюдать всего один или вовсе ни одного.
Насколько реально встретить хотя бы одного такого человека из упоминаемых выше? В случае с Бойцом мы вынуждены поверить «на слово» либо самому бойцу, либо его ближайшим знакомым. Если, конечно, речь не идёт об одной из вариаций второго примера, когда есть РЕАЛЬНЫЕ подтверждения его побед на различных турнирах.
Чуть сложнее ситуация с Мастером. Нам его либо должны порекомендовать «специальные» люди (которым мы доверяем), либо мы сами должны в этом удостовериться. Во втором случае у нас УЖЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ в данной области. Вопрос – откуда ему взяться до встречи с таким человеком?

Вот вопрос – согласны ли вы, чтобы вашим учителем был кто-либо, кто не является ни Бойцом, ни Мастером? Уверен, что нет! И задача встретить подходящего Учителя усложняется во много раз. Причём это просто встретить, не говоря уже о том, чтобы он именно вас взял в ученики, чтобы вы оказались способны постичь его науку, успешно прошли все испытания и так далее.
Почему Боец должен кого-то брать в ученики? Позади остался отрезок жизни, полный опасных и малоприятных эпизодов. Чаще всего, у него и вовсе нет желания и дальше совершенствовать свои навыки в области рукопашного боя и боевого искусства.
Почему Мастер должен кого-то брать в ученики? Единственная причина – сохранить на старости лет среди людей своё искусство (в молодости конкуренты ему не нужны). Вы готовы учиться у старика и выносить все его старческие прихоти?
Наконец, насколько велик шанс, что Боец либо Мастер окажется ещё и Учителем?

Говоря о том, что «боевое искусство» — это только то, что успешно применяется на практике, мы не только здорово сужаем круг поиска, но и, на мой взгляд, вообще уходим в сторону от понимания сути боевого искусства. Если брать примеры успешного применения тем или иным человеком своих навыков в области рукопашного боя, то это будет даже не надводная часть айсберга, а его крохотная часть. Как можно по ней судить о боевом искусстве того или иного человека?
В то же время, «Мастер» значительно более фундаментальное понятие. Но от мнения толпы никуда не деться. Поэтому в наших головах прочно укоренился стереотип о том, что Мастер – это в первую очередь первоклассный боец, доказавший свою компетентность одним из трёх вышеперечисленных способов.

Учитель.

Что же касается наших представлений о том, каким должен быть настоящий Учитель… Многим, уверен, представляется следующая картина. Приходит совсем зелёный новичок, и такой Учитель терпеливо его учит всем тонкостям и нюансам сей непростой науки.
Почему он это делает? Потому, что он – Учитель и обязан меня обучить! На самом деле, конечно, НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ОБЯЗАН. Даже за соответствующую плату.
Как уже говорилось, не каждому дано быть Учителем. Также как и у не каждого, кто обладает действительно ценными знаниями, есть желание кого-то обучать. Зато у многих есть желание обучать, не имея нужных знаний. Что же делать?

Во многих школах восточных единоборств можно встретить следующую картину. Новичков тренируют старшие ученики, а Учитель отдельно от общей группы и в другое время работает со старшими учениками. И это я считаю правильно. Почему Учитель должен работать с общей группой? Снова и снова поправлять, обьяснять прописные истины, разжёвывать элементарные понятия? Мне это кажется издевательством по отношению к тому уровню знаний, которым обладает этот человек. Недаром же в спорте есть разделение на детских тренеров и тренеров команд мастеров. В команде мастеров никто не будет учить элементарным технических навыкам, которые, по идее, человек уже должен был освоить ранее. То же самое и здесь.
Это что касалось персоны Учителя (главы школы). Перейдём теперь к фигуре старшего ученика. Почему он для новичка предпочтительнее Учителя? Потому что он сам вчерашний новичок, своими потом и кровью подтвердивший свой переход на более высший уровень. Конечно, он будет гораздо требовательнее к новичку, чем даже сам Учитель. «Почему я делал все упражнения на совесть, а этот жирдяй волынит?!»
Но кроме как заставлять, придётся по много раз говорить одно и то же, снова и снова поправлять, показывать и так далее. То есть, обязательно должна быть вовлечёность старшего ученика в процесс. Он должен учиться вместе со своими учениками, понимать это и любить это. Иначе никак. Что же касается уровня знаний, то для новичка будет достаточным крепкое знание старшим учеником базы своего стиля.

Говоря о фигуре Учителя, хотелось бы отметить вот ещё что. Если рассмотреть персоны наиболее известных Мастеров своего стиля, то можно заметить что они в разное время совмещали все три ипостаси. В молодости такой человек проявил себя высококлассным бойцом. Затем зарекомендовал себя выдающимся Мастером, к которому стекались большое количество желающих обучиться боевому искусству. Наконец, проявив себя в качестве Учителя, который воспитал не одного известного Мастера в следующем поколении. Это неслучайно. Неоднократно приходилось слышать фразу – «подлинно боевое искусство, это то, из чего убрали всё лишнее и ненужное». А вот как определить это самое «лишнее» и «ненужное»?
Вот тут и выходит на первый план личность такого Мастера (он же Боец, он же Учитель). Он и только он может это определить. Его исключительные личные данные (прежде всего это касается не внешних, а внутренних качеств – силы духа, характера, мотивации, целеустремлённости) постоянно двигали его вперёд к постоянному росту своих навыков и умений. На каждом из этих этапов он вынужден был перешагивать через себя, учиться чему-то новому, не забывая при этом и старое. И конечно, он помнит весь этот путь и может подсказать своему ученику. Причём не «прямо в лоб», лишая того удовольствия набить все шишки самому и тем самым обрести бесценный опыт, а так, чтобы это было усвоено раз и навсегда.
Так всё таки – один или три разных человека? Небольшая подсказка – всё зависит от вас, вашего нынешнего уровня, мотивации, и умения учиться. Иногда бывает достаточно просто учиться у среднего по уровню ученика, а иногда можно уговорить и несговорчивого Мастера взять к себе в ученики